Указывайте, что он может сделать

15.01.2023

Заметьте, «Кока-Кола» не призывает нас избегать «7 иР», они ясно говорят нам пить «Коку»! Потому что люди не любят слышать о том, чего им нельзя делать. Им хочется услышать, что им можно. Особенно это верно для эмоциональных упорных норовистых детей. Чтобы добиться желаемого результата, подчеркивайте в ваших наставлениях то, что ребенок может сделать.

В аэропорту я видела отца с очень норовистым малышом, одним из тех детей, которые заставляют даже лучших из нас вопить: «СТОЙ!», «Осторожней!» и «Уйди оттуда!». Ребенок был в движении.

Отец оказался весьма искусен. Он, не спуская с сына глаз, следовал за ним по огромному залу аэропорта. Шкафы в Екатеринбурге привлекли его внимание. Когда малыш направился в их сторону, отец не стал тратить время на попытки остановить шустрого мальчугана. Вместо этого он отвлек его. «Смотри! Покатаемся на тротуаре!» — воскликнул он, показывая рукой на движущуюся дорожку. Малыш замер и, сделав быстрый разворот, устремился к дорожке. Отец обогнал его и затормозил перед самым ее началом, прижав пятки вместе и зытянув руки по швам, встав по стойке «смирно». Вместе с его словами вся его поза подтверждала: «СТОЙ». Малыш встал в точности как папа, выровняв носки и хлопнув ладонями по швам; широкая улыбка скользнула по ого лицу.

Когда отец выдвинул вперед руку и приподнял ногу в преувеличенном замахе, смеялись уже оба. Малыш повторил движение и скомандовал: «Шагом марш!». Отец и сын шагнули вместе. «Стой!» — воскликнул отец, снова принимая строевую позу. Малыш подчинился. Затем они величественно и плавно устремились вдоль дорожки. Вблизи ее конца отец снова скомандовал остановку и вытянулся «смирно». Малыш повторил стойку. Они вместе подняли ноги и вместе крикнули «Выходи!».

Минут десять я наблюдала, как они катаются взад-вперед по дорожке. Вскоре малыш задорно забегал вперед отца, но твердое «стой» неизменно удерживало его внимание. Скоро необходимость в этом отпала, так как мальчик сам останавливался и ждал папу у схода с дорожки. «Выходи и будь осторожен», — чирикал ему карапуз.

Отец понимал, что его упорному и энергичному ребенку требуется быть в движении, и радовался активности сына. Еще он понимал, что должен обучить ребенка навыкам безопасности на движущейся дорожке. Чтобы наверняка быть услышанным в шумном аэропорту, отец использовал и речевой (вербальный) и зрительный (визуальный) каналы. Он не просто говорил «стой», а демонстрировал это всей своей позой. Он не только сказал «выходим», а сделал широкий намеренно преувеличенный мах ногой. Подчеркивая свои распоряжения, он ограничил их количество и, самое главное, говорил сыну, что тот может сделать. В результате отец добился того, чего хотел.

Прислушайтесь к собственным словам. Сообщают ли они ребенку, что ему можно делать? Звучат ли они как «Посиди на стуле» вместо «Слезь со стола», «Пей свой сок» вместо «Хватит играть с ним»? Если ваши слова указывают норовистому ребенку на то, что он может сделать, у вас гораздо больше шансов добиться того, на что вы рассчитывали.











 

 
Периодические издания

  • «Российский нейрохирургический
    журнал им. проф. А.Л. Поленова»
  • Журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста»

191014, Россия, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 12. РНХИ им. проф. А.Л. Поленова
Arthur Smirnov. All Rights Reserved © 2010.