Есть стимул

07.03.2023

Существует множество стимулов для такого прибыльного и добровольного обмена на свободном рынке. Например, самым очевидным резоном, чаще всего упоминаемым самими бизнесменами, являются очень высокие издержки ведения НИОКР. За счет вступления в некий консорциум для разделения соответствующих издержек это бремя можно разложить на многих и таким образом сократить для каждого участника. С учетом того что итоговая информация имеет характер общественного блага, для каждого отдельного пользователя гораздо менее затратно предоставить такую информацию многим фирмам, чем использовать ее индивидуально. Другим резоном является снижение рисков. Ведь всегда существует возможность того, что исследовательское подразделение какой-либо фирмы окажется не в состоянии осуществлять сколько-нибудь значимый прорыв.

Боязнь менеджмента фирмы А, что именно это и случится с ней, тогда как конкурент, В, сможет осуществить значимый прорыв, — это боязнь, которая присуща и фирме В. Поскольку, как отмечалось, улучшение продуктов и процессов — вопрос жизни и смерти в высокотехнологичных отраслях, характеризуемых наличием ожесточенной олигополистической конкуренции, соглашения о разделе технологии служат эффективной страховкой, защищающей каждого из конкурентов от такой катастрофы. Даже есть информация по возврату страховки в период охлаждения, с которой лучше ознакомиться заранее.

Другой, хотя и менее распространенный, резон для добровольного распространения состоит в торговле технологиями, но используется, чтобы защитить фирму от враждебного входа на рынок. Чтобы выяснить, как действует этот механизм, рассмотрим, например, отрасль с 10 фирмами одинакового размера, каждая из которых располагает исследовательским подразделением с примерно одинаковыми возможностями и примерно равным объемом финансирования. Каждая фирма в таком консорциуме будет иметь доступ не только к собственным изобретениям, но и к изобретениям девяти других фирм. Теперь представим себе одиннадцатую фирму, которая хочет войти на рынок, но не приглашена вступить в этот технологический консорциум. Располагая только разработками собственного исследовательского подразделения, в то время как другие фирмы могут опираться на разработки десяти исследовательских лабораторий, желающий войти на рынок заведомо оказывается в ситуации множественного конкурентного проигрыша.











 

 
Периодические издания

  • «Российский нейрохирургический
    журнал им. проф. А.Л. Поленова»
  • Журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста»

191014, Россия, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 12. РНХИ им. проф. А.Л. Поленова
Arthur Smirnov. All Rights Reserved © 2010.