Утрата конструктивной логики формы

08.01.2016
Именно идея раскованности, свободы выбора, создания каждой творческой личностью собственных эстетических норм, дала в начале века толчок появлению разнообразных стилизаций, но в конечном итоге образовала некое общее единство. Это был «стиль» в кавычках, если его оценивать с позиций XIX века, сравнивая с такими целостными стилевыми системами, как ампир или барокко. Но если оценивать стиль «модерн» в исторической перспективе, с позиций сегодняшнего дня, когда смена форм происходит с калейдоскопической быстротой (и сама эта быстрота уже стала устойчивым качеством), модерн начала XX века имеет вполне различимые стилевые признаки, одним из которых был принцип стилизованных решений, неповторимых в каждом отдельном случае.
Островерхие фронтоны дома Перцова, как бы рвущая линию карниза кровля, керамические вставки на углах здания, сминающие геометрическую четкость объема, асимметричные выступы, нерегулярное расположение окон, их разные размеры и разные очертания - все это вкупе с яркостью поливных изразцов создает своевольную оригинальность произведения Малютина, его своеобразную «неархитектурную» живописность.
Интерьеры дома также являли собой характерный образец стилизации 1900-х годов со всеми ее специфическими качествами. Фестончатые арки с резьбой, резная разнообразная мебель, печи из ярких поливных изразцов - все это сливалось в ковровый узор благодаря мелкой сплошной орнаментации, как бы размывающей контуры предметов и упрощающей их объемы. Впечатление от сохранившихся на старых фотографиях интерьеров дома Перцова очень близко к впечатлению от эскизов декораций А. Головина - например, «Сады Черномора» (1904) к опере «Руслан и Людмила».
Все эти признаки типичны для стиля модерн вне зависимости от характера декоративных мотивов, их чисто литературной подосновы. Таким образом, опять, как и в XVIII веке, мы встречаемся с таким типом стилизации, который живет в системе определенных художественных приемов своего времени.












08.01.2016 Сочетание различных стилей в одной постройке

08.01.2016 Серьезное и глубокое увлечение китайскими садами

08.01.2016 Стилизованная форма

08.01.2016 Ценности стилизаций

08.01.2016 Народное искусство

08.01.2016 Архитектурные «исторические» стилизации второй половины XIX века

08.01.2016 Официозная «народность» архитектуры

08.01.2016 Тенденция к стилизации древнерусской архитектуры

08.01.2016 Переход к типовому проектированию

08.01.2016 Предмет стилизации

 

 
Периодические издания

  • «Российский нейрохирургический
    журнал им. проф. А.Л. Поленова»
  • Журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста»

191014, Россия, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 12. РНХИ им. проф. А.Л. Поленова
Arthur Smirnov. All Rights Reserved © 2010.